Содержание
С узлом на шее Зачем мужчины однажды надели галстук и почему продолжают его носить: Стиль: Ценности: Lenta.ru
Во второй половине ХХ века мужской формальный стиль в одежде стал уступать место стилю casual. И первым символом «революционного освобождения» стал отказ от галстука как «бесполезной детали». Однако и классике, и собственно галстуку удалось пережить все пертурбации и остаться в моде. Как это случилось — разбиралась «Лента.ру».
Польза есть
Прежде всего нужно сказать, что разговоры о бесполезности галстука и — шире — всех его прототипов, включая шейные платки, по меньшей мере безосновательны. Человек давно понял опытным путем, что на теле есть определенные зоны, более других чувствительные к холоду. Их утепление дает ощущение тепла всему телу, даже если при этом в целом человек одет легко. Одна из этих зон — шея и грудь. Поэтому логично, что во всех сколько-нибудь прохладных регионах люди с древнейших времен старались укутать шею, и лучше всего для этой цели подходила длинная полоса ткани вроде шарфа или сложенный в виде такой полосы квадрат материи — шейный платок, прообраз современного галстука.
Шейный платок изначально был мужской вещью, причем вещью многофункциональной, выручавшей владельца в самых разных ситуациях. Он не только защищал шею от холода: им закрывали нижнюю часть лица и нос при песчаной буре, вытирали пот или, намочив ткань холодной водой, освежали лицо в жару. Платком можно было перетянуть руку или ногу выше раны, чтобы остановить кровотечение, перевязать рану. Кроме того, шейные платки разного цвета использовались как знаки отличия на поле боя в те времена, когда унифицированной военной формы еще не существовало. Повязав платок на пику или копье, воин получал импровизированный флаг, который помогал группам солдат ориентироваться на поле битвы.
О бытовании шейных платков еще в глубокой древности ученые узнали, когда провели археологические раскопки знаменитой гробницы китайского императора Цинь Шихуанди, которая датируется II веком до нашей эры. Она знаменита своими циклопическими размерами и огромным «терракотовым войском» — фигурами воинов в человеческий рост с подробно воспроизведенными чертами лица и деталями одежды, в том числе — шейными платками или шарфами. Скульпторы тщательно отделали эту деталь, и по положению складок можно понять, что платки древних китайцев изготавливали из тонкой ткани (вероятно, шелка), заматывали и закрепляли особым образом.
Практическая польза шейного платка сделала его популярным и в позднейшие времена. Его наматывали на шею, чтобы избежать ран от трения края доспеха повсюду — от Японии до Португалии. Платки носили бедуины Ближнего Востока и средиземноморские пираты. Первым документальным доказательством ношения платков европейскими мужчинами тоже стала скульптура — знаменитая триумфальная колонна императора Траяна. По спиральному рельефу, обвивающему колонну, шагают римские легионеры числом более двух с половиной тысяч, и большая часть из них — в стянутых узлом шейных платках.
Монумент воздвигли в 113 году нашей эры — теоретики моды и костюма отсчитывают историю шейного платка именно с этой условной даты: понятно, что платки римские солдаты носили и раньше. Вероятнее всего, материалом для этого практичного предмета экипировки у римлян был тонкий лен или шерсть — в зависимости от времени года и места службы воинов.
Повяжи краватку
Дальнейшая история платка или шейного шарфа как прообраза галстука тоже связана с военной историей. О том, что он был частью военной формы и опознавательным знаком командира, говорит и описанная Эдмоном Ростаном в пьесе «Сирано де Бержерак» сцена, где французский офицер высокого ранга граф де Гиш рассказывает о своем поведении в бою: «Шарф был на мне, он говорил о чине». Время действия пьесы — первая половина XVII столетия.
Исторический анекдот связывает французское название мужского военного шарфа и, позже, галстука — cravate — с самоназванием славянского народа хорватов, среди которых набирали наемников все крупные монархии Европы. В XVII столетии хорватские воины служили французской короне и отличились в Тридцатилетней войне. По легенде, военачальников-хорватов пригласили ко двору Людовика XIII, где все обратили внимание на их яркие шейные платки. Его наследник Людовик XIV, не только большой политик, но и большой модник и экспериментатор, как-то повязал себе на шею подобный платок, и аксессуар сразу стал популярен среди придворных — настолько, что сам будущий галстук стал называться «по-хорватски».
Правда это или нет, со стопроцентной уверенностью сказать сложно. Однако сами хорваты уверены, что все так и было. Недаром они даже ввели в свой праздничный календарь «День кравата» — 18 октября — и украшают в этот день красными галстуками не только собственные шеи, но и памятники архитектуры.
Тем временем галстук жил собственной жизнью. На Людовика XIV, его потомков и потомков его придворных работали многочисленные cravatier, издавались модные картинки с десятками способов повязывания галстука (кстати, ровно по тому же принципу в наши дни респектабельная и, к слову, тоже французская компания Hermès учит клиенток повязывать женские платки-каре из набивного шелка по эскизам известных дизайнеров).
Французская мода задавала тон всей Европе, и шейные платки носили и голландцы, и немцы — от монархов до солдат и матросов, у которых он был частью формы. Однако в Голландии и Германии для аксессуара были свои названия: нидерландское halsdoek и немецкое Halstuch. Тем, что по-русски галстук называется именно галстуком, а не, например, «краваткой», наш язык обязан любви русского царя-реформатора и первого императора Российской империи Петра I ко всему голландскому и немецкому (французское он недолюбливал).
Как денди лондонский
Впрочем, «новое дыхание» в жизнь мужского галстука привнесли не немцы и не французы, а британцы. В конце XVIII столетия центром дамских мод по-прежнему, как и при Людовиках XIV, XV и XVI, оставался Париж, а средоточием всех новейших веяний в области мужской моды стал Лондон. Не в последнюю очередь — благодаря одному человеку: Джорджу Брайану Браммелу по прозвищу Красавчик Браммел, самому знаменитому франту эпохи Регентства. Он знал толк не только в цветах камзолов и жилетов и форме туфель, но и в галстуках и искусстве их завязывать.
Примерно в то же время шейный платок стал атрибутом всех слоев общества, кроме беднейших, сменив кружевные жабо. Деятели Французской революции демонстрировали свою принадлежность к той или иной политической группировке с помощью разных цветов шейного платка.
К этому аксессуару были неравнодушны и литераторы — возможно, потому, что их портреты печатали на форзацах книг, а на живописных и акварельных портретах, и затем и на первых дагерротипах галстук был самой броской деталью. Байрон, известный не только стихами, но и практически гениальным даром самопрезентации, ввел в моду романтичный пышный узел: он логично назывался а-ля Байрон. Бальзак в 1827 году одну из своих книг озаглавил «Искусство ношения галстука». Во времена расцвета популярности Бальзака галстук было принято скалывать особой булавкой: богачи покупали булавки из золота с бриллиантовыми или иными драгоценными головками.
На портретах Пушкина можно рассмотреть темный атласный бант в байроническом духе, а на портретах старого Гете — нечто, в чем уже угадывается будущий галстук-бабочка. Шотландский писатель Вальтер Скотт дал свое имя галстукам из тартана. Черный галстук был обязателен для чиновников некоторых ведомств и для скорбящих на похоронах, а в особо торжественных случаях — на вечерний прием или бал — к фраку и манишке полагался белый галстук. Что характерно, сейчас мода изменилась: белый галстук — принадлежность дневного торжественного дресс-кода white tie.
На новый лад
Концы галстука стали удлиняться во второй половине XIX века. Тогда же галстуки четко разделились на три основных направления: шейный платок-кашне (принадлежность неформального дресс-кода и гардероба людей артистических профессий), галстук-бабочка (часть вечернего и торжественного дресс-кода, а также униформы классических музыкантов) и длинный галстук, завязанный объемным узлом под воротничком или (позже) воротником рубашки, очень похожий на современный. Галстук-шнурок с кисточками или помпонами на концах носили в основном европейские и североамериканские фермеры и разночинцы, но в первой трети XX века о нем в целом позабыли.
В Америке был (да кое-где и остается) популярным специфический ковбойский галстук-боло — кожаный шнур с металлическими эглетами (наконечниками) и пряжкой. Еще одной особой разновидностью аксессуара стал сначала скаутский, а затем пионерский галстук — треугольник материи, подобный банданам, которые носили покорители американского Дикого Запада. Он обозначал принадлежность своего владельца к детским организациям. Первоначально и скаутские, и красные пионерские галстуки носились с металлическим зажимом-пряжкой, тоже американского происхождения, а потом просто завязывались на квадратный плоский узел.
Настоящая революция привычного нам сейчас повседневного длинного галстука случилась в 1924 году, в эпоху американского «патентного бума». Предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал галстук современного типа, скроенный из вырезанных по косой трех деталей — главным образом из шелка. Для плотности внутри галстука делается прокладка из плотной материи. Лучшие галстуки и в 1920-е годы, и теперь шились вручную: так, у уже упомянутой компании Hermès есть несколько собственных запатентованных технологий сметывания деталей, благодаря которым галстуки остаются прочными и не деформируются при носке.
В 1930-е годы ношение мужского галстука стало дерзким феминистским жестом. Его позволяла себе, например, Марлен Дитрих, вообще известная тем, что пропагандировала и ввела в моду многие предметы мужского гардероба, включая брюки и смокинг. Позже галстук в той или иной его версии стал частью формы женщин-военнослужащих, полицейских, таможенниц.
Настоящий галстук в России принято называть самовязом — в идеале эту полосу ткани нужно завязывать заново каждый раз при надевании. В противоположность ему имеется модель «для ленивых» (или для торопливых) — галстук-регат с постоянным узлом и резинкой, которая регулируется по объему шеи и застегивается на крючок. В наши дни такую модель обычно носят в торжественных случаях вроде школьных концертов только ученики младших классов. Юноши постарше осваивают премудрость завязывания галстука.
Узел решает все
А умение это полезное: в старых американских и британских университетах и колледжах галстук единого образца десятилетиями был обязательной частью формы. По цвету и расположению полосок определялась принадлежность к тому или иному факультету (это знает и теперь всякий, кто смотрел фильм про Гарри Поттера): обычно это были геральдические цвета факультета. В предвоенной и послевоенной континентальной Европе у студентов и богемы был, напротив, распространен весьма демократичный вязаный галстук, представляющий собой затянутую узлом полосу ручной вязки или трикотажа.
В настоящее время известно несколько десятков вариантов завязывания галстука. Большинство названий логичным образом связаны с Британией, Америкой и всем британским и американским («Кавендиш», «Манхэттен») или с известными модниками своего времени, введшими тот или иной узел в моду: «принц Альберт» в честь мужа королевы Виктории принца-консорта Альберта Саксен-Кобург-Готского; «Двойной Виндзор» в честь его внука, отрекшегося от британского престола короля Эдуарда VIII, после отречения — герцога Виндзорского; «Онассис» в честь миллионера Аристотеля Онассиса.
В наши дни галстук — уже не принадлежность денди и не средство самовыражения, как во времена Красавчика Браммела или герцога Виндзорского, а просто деталь формального дресс-кода. В 1960-е и 1970-е прогрессивные модники пытались «сбросить его с корабля современности» и носили пиджаки с джемперами. Но 1980-е с их экономическим и финансовым подъемом возродили требования к офисному дресс-коду.
Впрочем, и в наши дни галстуки становятся для некоторых своих «носителей» главной узнаваемой деталью. Скажем, красные галстуки президента Соединенных Штатов Дональда Трампа — такой же символ его имиджа, как и своеобразная прическа с «начесом». А анекдотичный случай с экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили, который жевал свой галстук в прямом телеэфире, и вовсе стал притчей во языцех.
Современные галстуки производятся во множестве как ведущими люксовыми компаниями вроде Brioni, Kiton и Ermenegildo Zegna, так и масс-маркетными производителями и бесчисленными китайскими no name-фирмами. Мужчины, для которых галстук — часть обязательного дресс-кода и (или) обязательный для элегантного джентльмена аксессуар, могут выбирать по вкусу из миллионов версий сезонных и классических цветов и рисунков. Строгая косая полоска или клетка, жаккардовый узор или рельефная выработка, знаменитый еще со времен Браммела орнамент пейсли (он же «турецкий огурец») или что-то современное, а то и пикантное или шокирующее — выбор почти неограничен.
А знаете ли вы, зачем носят галстук?
Название «галстук» в русском языке произошло от нидерл. halsdoek и нем. h.Halstuch, что означает «шейный платок». Однако в европейских языках более распространен другой корень — от фр. cravate, которое происходит от «кроат» («хорват»).
Первые упоминания
Первое упоминание о галстуках можно найти в истории Древнего Египта, где кусок ткани правильной геометрической формы, наброшенный на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его обладателя. Также, одними из первых галстуки носили древние китайцы. Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуанди — на шеях вельмож и воинов завязаны повязки, напоминающие по форме современные галстуки. Однако данные повязки были слишком далеки от современных галстуков как по способу ношения, так и по форме и были лишены главного атрибута современного галстука — узла.
До этой находки изобретателями галстука считались римские легионеры, носившие так называемые «фокале». Их изображения сохранились на колонне императора Траяна, воздвигнутой в честь его побед в 113 году н. э. На барельефах колонны, опоясывающих её спиральной лентой, можно насчитать 2500 фигур римских воинов в доспехах. На шее у большинства из них — завязанные узлом платки. Появление в Древнем Риме шейных платков ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова.
Средние века
Начиная с конца XVI века время мужчины носили камзолы. А в качестве украшения они надевали круглый гофрированный жесткий воротник. Часто он представлял собой большой охватывающий шею диск, который в толщину мог достигать нескольких сантиметров. Его делали из белой ткани и крахмалили, чтобы он не терял форму.
Со временем на смену ему пришел широкий отложной воротник с зубцами, который покрывал плечи. Такой фасон воротника называли иногда «ван-дейком». Его носили, например, пуритане.
Предполагается, что когда хорватские офицеры, которые в XVII веке носили яркие шелковые шейные платки, в награду за своё мужество и доблесть, проявленные во время Тридцатилетней войны, были приглашены ко двору французской королевы Анны Австрийской, их необычный аксессуар заприметил сам король Людовик XIV, который не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно и всей Европы. Отсюда и одна из версий происхождения французского слова cravate (фр. — галстук), как производной от самоназвания хорватов.
В XVII веке в моду вошел длинный жилет, который мужчины надевали под обычный камзол. На шею повязывался платок наподобие шарфа. Он несколько раз обматывался вокруг шеи, а его свободные концы свисали на груди. Живописные полотна конца XVII столетия свидетельствуют о том, что к тому времени такие шейные платки завоевали чрезвычайную популярность. Их делали из муслина, батиста и даже кружева.
Существовало множество вариантов узлов на таком платке. Иногда, чтобы он не съезжал, поверх него повязывали шелковую ленту, делая большой бант под подбородком. Бант напоминал современный галстук-бабочку. Как известно, было по меньшей мере сто способов завязывания шейного платка. Говорят, что английский франт Браммел (Брюммель), оказавший влияние на мужскую моду, мог потратить все утро на то, чтобы по всем правилам завязать шейный платок.
В XVIII столетии шейный платок с длинными концами стали называть галстуком, а во второй половине XIX века по виду он уже напоминал современный галстук. Также его называли галстуком-самовязом. В моду вошли рубашки с воротником. Теперь галстук стягивали узлом под подбородком, а его длинные концы свисали на крахмальную рубашку. Именно в это время галстук стал таким, каким мы его знаем сегодня. Следует заметить, что без последующего распространения моды на ношение галстуков в Англии, вряд ли бы они приобрели то значение, которое они имеют в современной деловой моде. В Англии ношение галстуков было возведено в ранг высокого искусства, а джентльмену предлагалось на выбор до сотни различных способов завязывания. Считалось также, что самой серьёзной обидой для мужчины может стать высказывание по поводу его галстука, «обиду от которого можно смыть лишь кровью».
Во время Великой французской революции (1789—1799) цвет «кроата» указывал на политические убеждения человека. В XIX веке франты европейского общества заново «открыли» для себя этот аксессуар. Именно тогда галстук перестал быть принадлежностью одних военных и политиков и перекочевал в гардероб обыкновенных граждан.
В 1827 году известный писатель Оноре де Бальзак написал книгу под названием «Искусство ношения галстука», в которой описал эстетическую необходимость повязывать галстук. Галстук «по-байроновски» представлял собой широко завязанный, не стягивающий горло платок. «Трагический» галстук черного цвета был принадлежностью траурной и форменной одежды. «Вальтер Скотт» шили из клетчатой ткани. Белый галстук предназначался для парадной одежды балов, вечеров и званых обедов; его полагалось носить с фраком или смокингом, но ни в коем случае не с пиджаком. Следует добавить, что во времена Бальзака галстуки были шелковые, шерстяные, атласные с различными узорами.
Современность
В 1924 году всем вариантам шейных платков и шарфов было сказано окончательное «нет»: американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свой «идеальный галстук». Такой галстук шился — и шьется до сих пор — из трех частей, скроенных по косой. Следствием этого патента стало повсеместное вытеснение поперечных галстуков и стандартизация длинных галстуков в полоску, косую клетку или «пейсли». Эти рисунки стали основой для английских клубных и колледж-галстуков, позволяющих своим обладателям таким простым способом сообщать об их принадлежности.
| ВЧЕРА Когда и почему мужчины начали носить галстуки? Какой в них смысл? Они неудобны и болтаются в вашем супе. Джастин Ригден, Аделаида, Австралия
|
7 функций вашего галстука
Перейти к основному содержанию
Доктор Дафф Уоткинс
Доктор Дафф Уоткинс
Поиск руководителей [ + ] Развитие руководителей
Опубликовано 13 января 2016 г.
+ Подписаться
— Почему галстук?
— Выглядеть круто, покорять миры
— Подавать правильные сигналы
Когда я писал для журнала мод Men’s Style Australia, многие молодые парни спрашивали, зачем галстук? То есть какой смысл, назначение или принцип ношения галстука?!
Ребята, все просто. Ваш галстук — это единственный, самый громкий, самый важный визуальный сигнал , кто вы и куда идете в жизни. (И если вы предпочитаете выглядеть малолетним придурком и носить толстовку с капюшоном на деловой встрече, как Цукерберг, прекрасно; но сначала заработайте несколько миллиардов, если хотите, чтобы вас воспринимали всерьез.)
Винить (или благодарить) хорватов (или французов).
В 1635 году хорватские наемники отправились в Париж, чтобы поддержать короля Людовика XIII, и модные парижане были сильно впечатлены модными цветными шарфами, которые хорваты носили на шее. Затем парижане начали носить шейные платки «а-ля хорват», что привело к галстуку.
Более старые образцы найдены на терракотовых солдатах в натуральную величину, похороненных вместе с китайским императором Шихуанди в 210 г. до н.э., у каждого из которых на шее была шелковая ткань. Ранние галстуки также изображены на римских колоннах. Но давайте наградим хорватов за популяризацию галстука.
Итак, историческое послание ясно: выглядеть круто и одновременно покорять миры , надевая галстук. (Вы же не станете спорить с историей, не так ли?)
Галстуки всегда были функциональными. Цицерон и другие государственные деятели повязывали на шею полоски шерсти, чтобы согреть голосовые связки в холодные дни. Галстуки хорватских наемников, привязанные к верхней части их курток.
Галстуки процветали на протяжении пяти столетий, потому что они всегда были функциональными; просто функции изменились.
7 современных функций ваших галстуков:
- Аккуратно отделить работу от отдыха Галстук в основном является рабочим аксессуаром; он кричит «дело!» Вы носите разную одежду во время игры.
- К означает ваш переход во взрослый мир и провозглашает, что вы серьезно относитесь к своей работе. Оскар Уайльд сказал: «Хорошо завязанный галстук — первый серьезный шаг в жизни». Галстуки для взрослых.
- Чтобы успокоить вашу аудиторию . Ваш комфорт, легкость и потворство своим желаниям тривиальны и не важны. Важен желаемый эффект на вашу аудиторию. Может быть, вы думаете, что вы круты в молодежной одежде, но если ваша аудитория увидит визуальное загрязнение, это не улучшит ваши перспективы в каком-либо серьезном, взрослом, мирском бизнесе. «Хорошо выглядеть — это не личная важность; это самоуважение». – Чарльз Хикс
- до скрывают пуговицы на рубашке, которые скорее функциональны, чем привлекательны. Таким образом, галстуки не носят с классическими рубашками, которые обычно имеют потайные пуговицы.
- Для установите точку различия между вами и всеми остальными.
Это ваш шанс показать что-то о себе. Говорит Джон Милн, бывший председатель Гильдии британских производителей галстуков: «Ваш взгляд притягивается к галстуку. Он по-прежнему является важной частью мужского гардероба».
- На транслируются выбранные вами сигналы: галстуки визуально, мощно и мгновенно сообщают все, что вы хотите, чтобы зритель знал о том, кто вы и куда идете в жизни. Это большая плата за маленькое шелковое ожерелье.
От
Чтобы уточнить: галстуки работают на вас, сообщая о вашем социально-экономическом статусе, стиле и стремлениях. Основная цель ношения галстука — показать, что вы обладаете определенными желательными качествами, например надежностью, надежностью, надежностью. Галстуки — это визуальное заявление о том, кем вы себя считаете (даже если вы еще не там).
Оскар Уайльд резюмирует: «С вечерним пиджаком и белым галстуком любой, даже биржевой маклер, может заслужить репутацию цивилизованного человека». Галстуки придать респектабельность никому.
Да, кстати, галстук удобный. Неудобно, только если слишком тесно или воротник рубашки слишком мал. (Завяжи узел заново, болван!)
7. Они выглядят чертовски хорошо, а заставят тебя выглядеть чертовски хорошо.
Вывод: В 1897 году в каталоге Sears было заявлено, что «человек без галстука — это неопрятный человек».
В 2016 году ничего не изменилось.
статей доктора Даффа Уоткинса опубликованы в журналах Men’s Style Australia, Sydney Morning Herald, Company Director Magazine и многих других. Он ведет бизнес-подкаст AmCham и является директором ExecSearch International в Австралии.
Другие статьи:
Почему лучших исполнителей увольняют
4 способа избежать топора
Демонстрируйте свои навыки, а не свою кожу
Как на самом деле работает рынок труда
Единственный карьерный совет, который вам когда-либо понадобится
25 жизненных уроков от хандры
Карьерный совет от 2000-летнего мертвого белого парня
Насколько невежественны Google, Apple, Facebook?
Итак, вы хотите стать генеральным директором?
Кризис в цепочке поставок: никогда не теряйте хорошую пандемию!
4 нояб.
2021 г.
ЛИДЕРЫ, а не ПОЗЕРЫ: как ведут себя настоящие лидеры в условиях пандемии
26 марта 2020 г.
Ваша самая большая ошибка при поиске работы (и как ее избежать).
25 июля 2018 г.
Что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО делают лоббисты (прямо сейчас один из них работает на ВАС!)
17 апр. 2018 г.
6 способов улучшить свой голос: будь непредсказуемым ветром
29 октября 2017 г.
За цветочным горшком на балконе: почему логистика — «костяк торговли»
14 октября 2017 г.
Вы должны делать ставки, чтобы выиграть: 7 проверенных способов справиться с прорывом от компании, которая делала это 130 лет
7 сентября 2017 г.
Познакомьтесь с Оливером, вашим будущим клиентом: 8 способов сделать ваш бизнес современным
25 августа 2017 г.