Шанель номер 5 история: Женские духи SpellSmell.ru

Содержание

Chanel Nº 5: история одного аромата

Красота

Реклама

Легендарный аромат сегодня празднует 101-й день рождения. Вспоминаем историю его создания и раскрываем его главный секрет.

«Аромат женщины, который пахнет женщиной» — так представляла Chanel Nº 5 сама Габриэль Шанель. Такая характеристика могла бы звучать слишком громко для любого другого аромата, кроме этого. Сегодня ему исполняется 99 лет, в честь этого события мы решили поделиться историей создания одного из самых легендарных парфюмов во всем мире.

Мадемуазель создаст духи

Идея создания аромата Chanel Nº 5 пришла в голову Габриэль в 1921 году во время летнего отдыха в Монте-Карло. Мадемуазель проводила время в компании великого русского князя Дмитрия, племянника царя Николая II, и известных друзей: художника Хосе Мария Серта и его жены Миси. Именно после этого путешествия Шанель объявила всем, что хочет создать свои духи, которые «не были бы похожи ни на одни другие».

Габриэль Шанель

Фото
архивы пресс-служб

Эрнест Бо

С именем этого парфюмера связана история создания легендарного аромата. Интересно, что Эрнест родился в Москве в 1881 году в семье французов-эмигрантов. В 17 лет он попадает к Ралле — первому французскому парфюмеру в России, который поставляет царскому двору парфюмерию, средства по уходу и косметику. После революции 1917 года Бо возвращается во Францию и селится неподалеку от Грасса, где знакомится с Коко.

Почему № 5

Габриэль не хотела давать аромату громкое лиричное название, как это было модно в начале ХХ века, вместо этого она назвала его Chanel №5:

  1. название простое и запоминающееся, его легко воспринимают во всем мире без перевода;

  2. «пять» было любимым числом Коко Шанель;

  3. из десяти вариантов образцов нового аромата, предложенных Эрнестом Бо, Коко выбрала именно пятый;

  4. мадемуазель родилась под знаком Льва, который считается пятым по счету в зодиакальном круге.

80 компонентов

По словам экспертов французского Дома, на создание аромата Эрнеста Бо вдохновила красота Полярного круга с чистыми озерами Великого Севера. В аромате нет главенствующих нот, но узнать в нем цветочную композицию все-таки можно. В ней не менее 80 различных ингредиентов, усиленных альдегидными нотами, которые впервые используются в таких пропорциях. Формула аромата находится в строжайшем секрете и хранится в сейфе, шифр известен только Жаку Польжу — парфюмеру Дома Chanel.

«Я хочу подарить женщинам искусственный аромат, подчеркиваю — искусственный, то есть синтезированный. Хочу, чтобы он был нами создан», — Коко Шанель.

В 1921 Эрнест предложит Габриэль несколько образцов аромата, но в итоге она выберет №5, к которому попросит добавить жасмин с любимых полей Грасса — первый натуральный ингредиент в композиции, но не последний: Chanel №5 также состоит из нот иланг-иланга, нероли, майской розы, сандала, ванили и ветивера.

Фото
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Музы

Лицом самого первого аромата Chanel №5 была сама Габриэль Шанель, в дальнейшем список муз французского Дома пополнялся знаменитыми моделями, актрисами и даже актерами — одним и пока единственным амбассадором бренда стал голливудский актер Брэд Питт.

Фото
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В 1954 Мэрилин Монро на вопрос журналиста о том, что она любит надевать на ночь, ответила: «Лишь несколько капель №5», — после чего аромат становится частью истории.

Габриэль Шанель 1921/1937

Фото
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Мэрилин Монро 1955/Сьюзи Паркер 1957

Фото
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Шерил Тигс 1969

Фото
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Джин Шримптон 1971/Катрин Денев 1973

Фото
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Кароль Буке 1993/Николь Кидман 2004

Брэд Питт 2012

Теги

  • Chanel
  • Парфюм
  • бьюти

Немецкий историк сравнил «Шанель № 5» с «Красной Москвой» – DW – 05.

05.2021

Фото: picture-alliance/dpa/G. Matzka

Культура

Ольга Солонарь

5 мая 2021 г.

Знаменитым духам «Шанель № 5» сегодня исполняется ровно 100 лет. Немецкий историк сравнил их с «Красной Москвой». В чью пользу сравнение?

https://p.dw.com/p/3cOUg

Реклама

«Все это выглядит как случайность», — с этих слов Карл Шлëгель (Karl Schlögel), известный немецкий историк, специалист по России, начинает свою книгу «Аромат империй. Шанель № 5 и Красная Москва» («Der Duft der Imperien. Chanel Nr. 5 und Rotes Moskau»). История создания двух парфюмов, в свое время известнейших ароматов двух враждебных друг другу систем, как оказывается, переплетается, беря свое начало на парфюмерных фабриках дореволюционной России. 

Создатели этих духов — парфюмеры Эрнест Бо и Август Мишель, оба французы по происхождению. Эрнест Бо эмигрировал после революции во Францию, где создал серию ароматов, которую в 1920 году продемонстрировал Коко Шанель. Пробы были пронумерованы, Шанель выбрала номер пять, так родился известнейший аромат Запада. Мишель остался в России и создал в 1925 году на фабрике «Новая заря» духи «Красная Москва», которые стали гордостью советской парфюмерии. Что общего у этих ароматов, DW спросила у автора книги Карла Шлëгеля.

Обложка книги «Аромат империй. Шанель № 5 и Красная Москва»

DW: В вашей книге вы рассказываете историю «Шанель № 5« и духов «Красная Москва«. Какие параллели вы видите между ними?

— Для меня важно было открытие, что у них есть нечто общее. Когда я был в Советском Союзе, я заметил особенный запах (духов. — Ред.) и начал исследовать его истоки. К своему удивлению я выяснил, что знаменитый парфюм «Красная Москва» восходит ко времени до революции, к духам, которые были созданы по случаю 300-летия династии Романовых (имеются в виду духи «Любимый букет императрицы Екатерины II» 1913 года. — Ред.). Это послужило для меня отправной точкой исследований. Я связал эту историю с широко известной историей «Шанель № 5». 

В Советском Союзе знали историю «Красной Москвы», но не историю «Шанель № 5» и наоборот, те, кто занимался историей «Шанель № 5», не знали о «Красной Москве». То есть я лишь соединил линии двух традиций в культуре парфюмерии. И то, что при этом эта история выльется в историю ароматов XX века, этого я поначалу не осознавал. Постепенно я сделал и другие открытия. Это история Полины Жемчужиной-Молотовой или то, что Казимир Малевич, этот замечательный теоретик искусства и художник, является создателем флакона для одеколона «Северный», который был очень популярен в Советском Союзе. 

— Но давайте вернемся к духам «Шанель № 5« и «Красная Москва«. Их создали два разных парфюмера, которые работали в дореволюционной России и, возможно, были знакомы. Но является ли это достаточным основанием для того, чтобы говорить о «практически идентичных» запахах, как вы делаете в вашей книге? Этот ваш тезис вызвал критику в немецких СМИ, в частности журнала Der Spiegel, который цитирует известного парфюмера, утверждающего, что первоначальные ароматы не имели ничего общего.  

Историк Карл ШлëгельФото: picture-alliance/dpa/J. Kalaene

— Мне это известно. Я исследовал этот вопрос настолько хорошо, насколько мог. В том числе изучил и работы, из которых следует, что генезис «Шанель № 5» восходит к духам «Любимый букет императрицы Екатерины II», на основе анализа ведущих парфюмеров. С другой стороны, существует описание генезиса духов «Красная Москва», который, в свою очередь, тоже восходит к аромату «Любимый букет императрицы Екатерины II». 

Лежит ли в их основе идентичная химическая формула, я не могу проверить. Никто не может этого проверить. Этого не могли сделать и цитируемые Der Spiegel химики, потому что не существует экземпляра этих духов 1913 года. Однако есть неоспоримые основания утверждать, что у них — общее происхождение. И я привожу факты, что оба парфюмера были сотрудниками французских фирм в Москве Rallet и Brokar (используется также написание Brocard. — Ред.), они прошли одинаковое обучение, очень вероятно, что они знали друг друга и знали соответствующие химические формулы. Я не настаиваю на том, что композиционная формула духов является идентичной. Но я убежден в том, что был общий источник для создания обоих парфюмов. И я не вижу причин сомневаться в этом, пока не будет доказано обратное. 

Центральную роль в вашей книге играют биографии Полины Жемчужиной-Молотовой и Коко Шанель. Что в них общего? Они ведь лично знакомы не были…

— Конечно, они не были лично знакомы. Общего у них — принадлежность одному поколению конца XIX — начала XX века. Обе — выходцы из среды, которая не имеет ничего общего с парфюмерией. Обе сделали общественную карьеру. Обе были впечатляющими женщинами, энергичными, самостоятельными, обе готовы были пойти на риск, умели добиться своего, хотя и очень разными способами. Коко Шанель принадлежала типу энергичной, своенравной предпринимательницы. Полина Жемчужина преуспела в области политической во время революции, а затем в качестве директора парфюмерной фабрики «Новая заря».  

Следующий важный пункт состоит в том, что обе женщины роковым образом находились вблизи власти. Шанель вращалась в высшем обществе в Париже, была знакома со знаменитыми людьми, например, с Уинстоном Черчиллем. А во время немецкой оккупации общалась с немцами, даже сотрудничала с ними. Представители национал-социализма были ее ближайшими друзьями. 

Полина же принадлежала узкому кругу власти в Кремле, была близкой подругой жены Сталина, была женой (министра иностранных дел. — Ред.) Молотова, «второго человека в государстве». В конце 1940 года она стала мишенью антисемитской кампании. Полина была наказана, в отличие от Шанель. Она провела пять лет в ссылке и познала совсем другой мир, познала то, что я называю «запахом лагерей». 

Поймите, речь ведь идет не о том, чтобы рассказать сенсационную историю. Мне важно показать, что в мире ароматов и запахов тоже отражаются большие потрясения и переломы XX века. 

Смотрите также:

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Коко ШанельПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Chanel No 5: История создания классических духов

  • Опубликовано

запах. Девяносто лет спустя Chanel No 5, возможно, по-прежнему остается самым культовым парфюмом в мире.

Со здоровым пренебрежением к светскому этикету и свитой друзей и поклонников среди «колоритных» женщин города кутюрье Коко Шанель пересекла границы между леди и любовницей.

К началу двадцатых годов Шанель уже была феноменом во французских модных кругах.

Она приехала в Париж в качестве любовницы текстильного барона Этьена Бальсана в 1909 году и открыла модный магазин под квартирой Бальсана.

К 1921 году у нее был ряд успешных бутиков в Париже, Довиле и Биаррице, она владела виллой на юге Франции и разъезжала на собственном синем Rolls Royce.

Теперь она хотела создать аромат, который мог бы описать новую, современную женщину, которую она олицетворяла.

Но история Шанель была беспокойной и сложной, и это отразилось в ее фирменном аромате.

Она была дочерью торговца и прачки из сельской Франции, но когда ее мать умерла, ее отправили в цистерцианский монастырь в Обазине, где она провела свои подростковые годы.

Чистота

Image caption,

Коко Шанель хотела создать свежий, чистый запах

Запах мыла и свежевымытой кожи оставался с ней на долгие годы.

Она была привередливой в чистоте и позже, когда работала среди любовниц богачей, жаловалась на их запах, вонь мускуса и запах тела.

Когда она решила заказать духи для своих лучших клиентов — новый тренд среди модных домов — было важно, чтобы они прониклись этой свежестью.

Но ей было трудно найти парфюмера, который мог бы добиться этого.

«Грааль парфюмерии всегда заключалась в том, чтобы создавать очень свежие и стойкие ароматы», — говорит Фредерик Маль, парфюмерный редактор и профессиональный «нюх».

«В те времена единственным способом создания свежих ароматов было использование цитрусовых, таких как лимон, бергамот и апельсин. Эти вещи очень свежие и очень чарующие, но они недолговечны на коже.»

В то время химики уже выделили химические вещества, называемые альдегидами, которые могли искусственно создавать этот запах.

Но они были необычайно мощными, поэтому парфюмеры не решались их использовать.

В конце лета 1920 года Шанель отправилась в отпуск на Лазурный берег со своим возлюбленным великим князем Дмитрием Павловичем.

Там она узнала о парфюмере, утонченном и начитанном человеке по имени Эрнест Бо, который работал на российскую царскую семью и жил неподалеку, в Грассе, центре парфюмерной промышленности.

Бо был любознательным и смелым мастером и принял вызов Шанель.

Результат ошибки?

Ему понадобилось несколько месяцев, чтобы усовершенствовать новый аромат, но в итоге он придумал 10 образцов и представил их Chanel.

Они были пронумерованы с первого по пятый и с 20 по 24. Она выбрала номер пять.

Ходят слухи, что смесь на самом деле была результатом лабораторной ошибки. Помощник Бо добавил дозу альдегида в количестве, которое никогда раньше не использовалось.

Тилар Маццео, автор книги «Секрет Chanel № 5», рассказал программе World Service Witness, почему этот аромат привлек Chanel.

«Самое интересное в альдегидах то, что один из них пахнет мылом.0005

«Чтобы она могла сбалансировать в своем сознании свое детство в монастыре, а затем эту роскошную жизнь любовницы.»

Позже Шанель сказала: «Это было то, чего я ждала. Духи, не похожие ни на что другое. Женские духи с ароматом женщины».

Аромат, наполненный нотами жасмина, розы, сандалового дерева и ванили, имел мгновенный успех, отчасти благодаря хитроумным маркетинговым трюкам Коко.

Она пригласила Бо и друзей в популярный элитный ресторан на Ривьере, чтобы отпраздновать это событие, и решила распылить духи вокруг стола.

Каждая проходящая женщина останавливалась и спрашивала, что это за аромат и откуда он взялся.

«Для Шанель это был момент, который подтвердил, что это будут революционные духи», — говорит Маццео.

«Это был первый момент, когда кто-то в публике почувствовал запах Chanel № 5, и это буквально остановило их.

«В тот момент, когда потребители почувствовали запах чего-то, чего они никогда раньше не чувствовали, это было вмешательством в историю парфюмерии. .»

11 секретов, которые вы до сих пор не знаете о Chanel No 5 (хотя прошло уже 100 лет)

5 мая 1921 года.

День, когда Chanel No. сердце Парижа.

И мгновенно стал блокбастером, переписав анналы парфюмерии по всему миру.

Chanel № 5. Духи построены на двух противоположных символах, которые определяли мир своего времени. Скромная роза, которая была характерным ароматом, который следовал за знатными женщинами. Женщины дворянства. Женщины, стоявшие в высших эшелонах общества. И знойный жасмин, который был визитной карточкой полусвет . Соблазнительницы. Женщины ночи. Женщины, которые стали любовницами, но никогда не женами.

Одним из них был мир, к которому всем сердцем стремилась Габриэль Шанель. В другом жила Коко Шанель. Chanel № 5 стал мостом между этими двумя реальностями. Мост между желанием и принятием. Место, где Коко стала Габриэль. Место, где родилась легенда.

Однако больше всего Chanel № 5 был пространством, где гламур нашел свою обонятельную форму. Как говорит историк культуры Тилар Дж. Маццео: «Большую часть века аромат Chanel № 5 был знойным шепотом, говорящим, что мы находимся в присутствии чего-то богатого и чувственного. Это тихий шорох элегантного самоуспокоения, аромат великолепного и красиво богатого мира».

Сегодня, спустя 100 лет после того, как она впервые завоевала мир, Chanel № 5 остается иконой, которую трудно не найти в парфюмерном гардеробе любого редактора отдела красоты, модницы, иконы стиля или знаменитости. Каждые 30 секунд в мире продается одна бутылка Chanel № 5. И это само по себе культурная легенда.

И его истории многочисленны. Как это был один из первых ароматов, в котором не использовались солифлоры (отдельные цветочные ноты). Как это было результатом счастливого случая в лаборатории, связанного с передозировкой альдегидов. Как это были самые дорогие духи своего времени из-за большого количества жасмина из Грасса. Как это все еще один из самых дорогих духов в мире из-за обильного количества жасмина из Грасса.

Тем не менее, есть еще много замечательных секретов, которые вы не знаете об этой огромной иконе. Секреты, которые заставят вас ценить его еще больше, чем раньше. Секреты, которые любой любитель парфюмерии будет обожать и восхищаться.

Итак, идите… нанесите немного Chanel No. 5 на запястья, сделайте глубокий вдох и устройтесь поудобнее для самого волнующего чтения духов. Готовый?

КУПИТЬ
Он не был назван в честь номера образца

Да, мы знаем, что Chanel № 5 был пятым образцом, который парфюмер Эрнест Бо предложил Chanel.

Однако выбор имени на самом деле гораздо сложнее.

Число пять всегда было талисманом Шанель. Это можно проследить до ее детства в приюте в Обазине, где это часто повторялось — в символических узорах, таких как круги, образующие дорожки, пятиконечные звезды на потолке, пятиугольник и даже цистерцианская вера в то, что это было число квинтэссенции: симфония земли, воды, ветра, огня и духа.

Позже она узнала, что это тоже магическое число Боя Кейпела.

Таким образом, Шанель представляла все свои коллекции 5 февраля и 5 августа каждого года. Сама Chanel № 5 официально поступила в продажу на пятый день и пятый месяц 1921 года.

Логотип содержит рассказ о любви и горе его шеи. Только в 1925 году она была заменена культовой переплетенной буквой «C». Историки также предполагают, что Коко создала его как сочетание «Шанель» и «Капель», навсегда связав свое имя с Боем Капелем — единственным мужчиной, которого она когда-либо по-настоящему любила.

Что вы не знаете об ингредиентах

Хотя майская роза (Rosa Centifolia) и жасмин, поставляемые исключительно из Грасса, могут быть двумя самыми известными ингредиентами № 5, аромат содержит гораздо больше к своей истории. Эрнест Бо путешествовал по всему миру, вплоть до Полярного круга, в поисках компонентов для своего культового творения.

Итак, есть еще иланг-иланг с Мадагаскара, бразильские бобы тонка и сандал из Индии. На самом деле, даже альдегиды, поднимающие аромат, были добавлены для того, чтобы уловить ледяное, бодрящее дыхание арктического снега, которое Эрнест испытал на северных окраинах мира.

Но

, а не были первыми духами, в которых использовались альдегиды.

Вопреки распространенной легенде, Chanel No. 5 не был первыми духами, в которых использовались альдегиды, хотя и первыми, в которых они использовались в таких больших количествах. В настоящее время эти органические соединения появились в парфюмерии в 1905 году в парфюмерии Pierre Armingeat Rêve D’Or. Они также присутствовали в Quelques Fleurs от Houbigant в 1912 году. элемент мировой парфюмерии.

Бутылка была вдохновлена ​​графинами для виски

Простая, почти фармацевтическая стеклянная бутылка Chanel № 5, которая полностью противоречила богато украшенным хрустальным творениям того времени, была вдохновлена ​​графинами для виски Boy Capel. Оригинальная бутылка была слегка изогнутой… углы были впервые огранены и квадратированы в 1924 году. И с тех пор форма остается неизменной.

На самом деле, единственное, что изменилось архитектурно в ставшей культовой бутылке, — это ее пробка. Первоначально не что иное, как маленькая квадратная заглушка, в 1919 году она была преобразована в восьмиугольник со скошенной огранкой.24. Это был памятник на знаменитой Вандомской площади в Париже. Почему именно это место? Вандомская площадь была не только воплощением роскоши, но и выходила на отель Ritz, пожизненную резиденцию Коко Шанель.

КУПИТЬ
Изменился ли аромат № 5 со временем?

По данным компании, текущая формула Chanel № 5 остается очень близкой к оригиналу — за исключением необходимого исключения натурального циветта и некоторых нитро-мускусов. Однако эксперты по парфюмерии и историки считают, что только Extrait точно отражает оригинальные 19 ароматов.21 версия. Это связано с тем, что духи, парфюмерная вода и туалетная вода имеют более низкую концентрацию более дорогих ингредиентов, таких как майская роза и жасмин.

За 100 лет работы над Chanel No. 5 (и всеми остальными ароматами Chanel) работали только четыре парфюмера: Эрнест Бо, Анри Робер, Жак Польж и Оливье Польж.

«Галери Лафайет» была ее первым продавцом акций

Теофиль Бадер, основатель «Галери Лафайет», владел 20% акций «Шанель № 5» с 19С 24 по 1954 год. Таким образом, Galeries Lafayette стала первым в мире ритейлером, продававшим № 5 за пределами собственного бутика Chanel.

Коко Шанель активно пыталась уничтожить № 5

Самой Коко принадлежало всего 10%, а Пьеру Вертхаймеру (который также владел Bourjois) досталось 70%. Это было добровольное деловое решение Коко Шанель, на которое она возмущалась всю оставшуюся жизнь, что привело к неприятным баталиям как в суде, так и вне его. В 1933 году все стало настолько горько, что Коко Шанель была исключена из совета директоров и на некоторое время лишена всякого контроля над компанией.

Это побудило Коко выпустить серию конкурирующих духов, которые стали известны как «Мадемуазель Шанель» или серия «красная этикетка». Она даже сама перестала использовать № 5 и активно работала над тем, чтобы опорочить его репутацию, утверждая, что его качество ухудшилось.

Она сама перешла на Mademoiselle Chanel No. 31 в качестве своего фирменного аромата. Он сочетал в себе моховой зеленый аккорд с жасмином и розой и позже был перезапущен под номером 19. Это единственный аромат из конкурирующей серии, который существует до сих пор (и мой личный фаворит).

Битва окончательно закончилась в 1947 году, когда братья Вертхаймер и Коко Шанель достигли соглашения, которое сделало ее одной из самых богатых женщин в мире. Сегодня семья Вертхаймер является единоличным владельцем всего модного дома.

Включите JavaScript для просмотра контента

Chanel контролирует 99% жасмина из Грасса 

Что особенного в жасминах из Грасса? Хотя этот ароматный цветок выращивают в нескольких частях мира, особый климат Южной Франции придает ему особую нотку. Здесь растения жасмина имеют более низкую долю индолов — соединений, которые придают им интенсивный сладкий запах. Это делает их более тонкими, менее сиропообразными или приторными. Они также несут в себе ноты чая, который не похож ни на один другой жасмин в мире.

Сегодня около 99% жасмина, произведенного в Грассе, используется только в одном парфюме: Chanel No. 5. Это результат долгосрочного соглашения, заключенного при посредничестве Chanel с семьей Мул в 1980-х годах, когда парфюмер дома Жак Польджес обнаружил, что производство этого уникального жасмина сокращается, и это подвергает риску целостность № 5.

У Chanel № 5 самая дорогая реклама в истории!

Chanel № 5 подняла стандарты не только парфюмерии, но и рекламы.

Во-первых, в 1953 году он стал первым парфюмом, который когда-либо рекламировался по телевидению.

А потом, в 2004 году, она стала самой дорогой рекламой в мире (на сегодняшний день). 4-минутный рекламный ролик № 5, снятый режиссером Базом Лурманном, стоил 33 миллиона долларов США, в нем Николь Кидман была показана в кутюрном костюме, созданном Карлом Лагерфельдом.

Add a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *